laughter lines run deeper than skin (с)
Ну вот, в очередной раз я не могу смириться с тем, что того или иного нет в Сети, и потому придется класть лично :) Сегодня в этой роли две книги Карела Чапека:
"Книга апокрифов", отдельные части которой, разумеется, находятся в разных местах; но, если про Ромео и Джульетту можно найти легко, то про Гамлета и Гонерилью, получается, нет; наряду с пятью хлебами хотелось бы, чтобы миру было ведомо и о десяти праведниках, и о легионах Цезаря, и так далее...
вот в таком объеме
И вторая книга - замечательная "Критика слов", без которой вообще не знаю, как люди еще живут никак нельзя население Сети оставить... Особенно хорошо читается попеременно с апокрифами :)

Ни один логический подвох, ни одна бессмыслица не развращают человеческое мышление так, как фраза. Фразера нельзя переубедить, потому что он лжет бессознательно, сам обманываясь словами и прини­мая говоримое за сущее. Если человек читает или слышит сотни раз, что наш враг извечный или что современный мир прогнивший, то это уже не нуждается в доказатель­ствах, так же, как не нуждается в доказательствах, что мост Палацкого есть мост Палацкого. Определенное соеди­нение слов просто-напросто становится привычкой, бла­годаря чему становится и убеждением.

«Мы» говорят в тревожные времена и тревожным го­лосом, это слово общности, социальное, придающее силы, тогда как «я» — слово обособленности, индивидуалисти­ческое, самовлюбленное, эгоистическое. По крайней мере, таким оно кажется. Но у слова «мы» есть свой недостаток. Оно расплывчато и безответственно. Легко, например, сказать: «Мы народ голубиного нрава», — гораздо труд­нее: «Я человек голубиного нрава». Любой может сказать: «В нас живы великие заветы Гуса», — но у кого повернется язык сказать: «Во мне живы великие заветы Гуса»? «Мы» проливали кровь и жертвовали своей свободой ради об­щего блага. «Я» же, простите, ее не проливал. Пока «мы» приносили какие-то жертвы, «я» сидел дома.

Стоит нашему брату столкнуться в своем отечестве с чем-то новым, как он тут же спешит провозгласить, что это чужеземное влияние. Выражение «чужие влияния» заключает в себе две исходные посылки: 1) все стародавнее и укоренившееся, разумеется, «наше», чешское, родное, исконное; 2) у нас само по себе не может возникнуть ни­чего нового. В связи с первой из этих посылок я хотел бы вспомнить нашу отечественную сливу, родиной которой является Персия; название складного ножа, которое пришло к нам из Франции, а также тысячи других вещей, начиная с курения табака и кончая университетским уста­вом, на которых можно было бы доказать, что наша жизнь космополитична, пестра и экзотична, по крайней мере, так же, как Этнографический музей. Но ведь при этом слива не превратила нас в персов, а табак — в индейцев. Напротив, то и другое сделало нас еще больше самими со­бой.

То, что политика служит оправданием чему-то, плохо ее характеризует. «Моральной необходи­мостью» никогда ничего не оправдывают, «математическая необходимость» не затушевывает пробелов в доказатель­ствах. И только «политическая необходимость» содержит в себе такой оттенок, будто мы хотим сказать: «Хотя то, что мы делаем, из рук вон плохо, но делаем мы это, видит бог, только потому, что на большее не способны».

"Это знает любой ребенок" - так ответил мне одни автомобилист, когда я признался, что не совсем четко представляю себе, что такое карданный вал. С той поры я смотрю на каждого ребенка с известным почтением как на существо, которое знает, что такое карданный вал. Когда много лет тому назад я не знал, что такое косинус или даты правления Карла VI, учителя с укором мне гово­рили, что это знает любой ребенок. Как-то в статье одного экономиста я вычитал даже, что в наши дни любой ребенок знает о золотом стандарте и льготных таможенных пош­линах. Друзья, да эти малыши просто чудо!

Говорить от имени всех, от имени сословия, от имени каждого честного чеха и т. п. стало национальным обычаем, без которого не обходится ни одно публичное выступление. Видимо, его переняли от судей, испокон веку выносивших приговоры «именем Его Величества», каковые, очевидно, утратили бы свою истинную и грозную силу, если бы обставлялись словами вроде «это я просто чтобы не молчать» или «раз уж мы тут собрались, приговариваю вас к десяти годам тюрем­ного заключения».

Сказать что-либо во все­услышание и в глаза — это тоже один из национальных обычаев, подчиненных строгим правилам. Например, нельзя сказать во всеуслышание, что все (у нас в респуб­лике или в нашем потребительском обществе) в порядке; во всеуслышание надлежит сказать, что далеко не все в порядке. Во всеуслышание следует говорить о корруп­ции, злоупотреблениях, махинациях и тому подобных вещах. О светлых сторонах жизни нужно говорить шепо­том и в кулуарах. Никогда не скажут в глаза, что у тебя красивые глаза, что ты умен и вообще безупречен. В глаза полагается говорить, например, о том, что ты ничего не понимаешь или что, мол, нам известно, у кого рыльце в пушку, и так далее. Вообще когда мы говорим во все­услышание и в глаза, выбирать выражения не рекомен­дуется. Это относится и к тому, что мы называем «сказать чешским языком». Если я кому-то сказал что-то «чешским языком», то вовсе не для того, чтобы мой собеседник насладился красотами родной чешской речи, а для того, чтобы он подивился моей решительности и, если угодно,— откровенности. Мол, говорю, что думаю.

И так далее...

Ну и еще пара ссылок, уже не "моих", а чтобы можно было при случае найти эти два литературоведческих
этюда:
Последний эпос, или Роман для прислуги
Холмсиана, или О детективных романах

@темы: В Мире Мудрых Мыслей

Комментарии
16.01.2010 в 13:50

Большущее спасибо!
16.01.2010 в 13:53

laughter lines run deeper than skin (с)
Аналогичное пожалуйста! :)