laughter lines run deeper than skin (с)
Раз уж Робинзон Львова сюда попал, то мушкетеров Г.Башкировой мне давно пора сюда привести. Лично меня "Три мушкетера" как-то миновали, не стали эпизодом в биографии, да и особых симпатий не вызвали. Песни у Ряшенцева - да, замечательные :) А сами герои... жили бессмысленной солдафонской жизнью, недемократично били слуг, а под конец главгер и вовсе переметнулся к тем, с кем до того воевал, и немало, между прочим, там народу положил. Да еще из корыстных побуждений. Правда, миледи мне тоже было не жалко, потому что очень уж было жалко Констанцию.
Но вот очерк о мушкетерах в книге Г.Башкировой "Лицом к лицу" (1976 год) давно запал в душу, и, может быть, кому сгодится как информация к размышлению...
В течение нескольких лет это было проклятием моей жизни, регулярным и неотвратимым. Каждый раз повторялось одно и то же.
- Сочинение пришел писать, - объявлял Лешка. – Мама просила вас помочь.
Взрослые обитатели нашего дома немедленно набрасывались на Лешку с вопросами. О школе, учителях, уроках. Лешка вяло бормотал что-то себе под нос, потом, улучив момент, когда насыщенные общением взрослые разбредались, осторожно вытаскивал с полки том Дюма и направлялся в мою комнату. Там он пристраивал свои кеды поудобнее на кушетке, укладывался, раскрывал книжку... Раскрывалась она сразу на нужной странице, читал Лешка всегда одно и то же: приезд д’Артаньяна в Париж, скачку за подвесками, завтрак на бастионе в Ларошели. Сначала было слышно, как Лешка шевелит губами, потом раздавалось сопение – следствие до сих пор не вырезанных гланд. Потом Лешка начинал покрикивать, чем неосторожно привлекал внимание мальчик дошкольного возраста. Мальчик благоговейно просовывал голову в комнату, наблюдал за Лешкой долго, громко объявлял:
- А Лешка не учится, Лешка книжку читает!
- Митька, прикольщик, иди сюда!
- Читаешь «Трех мушкетеров», - соображал Митя.
А дальше... Дальше доставались мушкетерские плащи, расшитые разноцветными крышками из-под кефира и ряженки, появлялись самодельные деревянные шпаги и новейшие пластмассовые забрала. За закрытой дверью что-то крошилось, летело, ломалось, Существовать в квартире становилось немыслимо. Работать тем более. Я порывалась вмешаться, домашние останавливали: литературная игра развивает воображение.
Развитие воображения обрывалось, едва раздавался звонок в дверь: за Лешей приходили мама или бабушка. Мама или бабушка благодарили за помощь, попутно обсуждая на кухне рецепты консервирования овощей и фруктов.
Лешка улучал момент:
- Мама, можно, я возьму с собой «Трех мушкетеров»?
- Нет, - вспыхивала мама, - нельзя!
Мои домашние опускали глаза: Лешкина мать не признавала необходимости развития воображения.
- Я понимаю – в пятом классе, ну в шестом. Но ты уже в седьмом! Посмотри на себя, ты их перерос!
- Конечно, перерос. – Я встревала в разговор, жалеючи Лешку. – Ваш Лешка акселерат, а мушкетеры, совсем как мы с вами, - обыкновенные люди. Даже в их доспехи Лешка не влезет: и питание у мушкетеров было хуже, и родители о них меньше заботились.
Лешка радостно хохотал. Лешкина мать испепеляла меня презрением (очередное сочинение уже было написано – так она, бедняжка, надеялась, - меня можно было временно испепелить) и уводила своего персонального мушкетера доделывать уроки.
И все-таки мушкетерам не суждено было уцелеть. Лешке их просто запретили: родители его сочли, что пора ковать Лешкино будущее. В совместном разговоре (меня в него вовлекли вследствие тесного квартирного соседства) вырабатывалась стратегия поведения. Бесславное Лешкино будущее его мать тесно связывала с печальным его настоящим.
- Мальчик выпал из своего возраста. Он инфантилен, он собирает солдатиков, он дружит с малышами. А мушкетеры? Это что за занятие? Мушкетеры – символ катастрофического отрыва нашего Леши от школьной жизни.
Лешкина мама печально подергала носом, поправляя очки.
- Мушкетеры – символ того, что Леша упущен. Нет, он не поступит в институт, он погибнет. Его затолкают с его романтическими задатками.
От волнения Лешина мама утратила обычное многословие и заговорила почти афоризмами:
- Он попадет в армию и обнаружит, что шпаг там нет, зато есть дисциплина. Дисциплину он не выдержит, это ясно. Нужны срочные меры!
- По борьбе с мушкетерами? – спросила я.
- Начинать, во всяком случае, следует именно с них. Дальше посмотрим.
- Хорошо бы разъяснить ему, - вставил Лешкин папа, - что ему предстоит жить и работать не при кардинале Ришелье, а в век научно-технической революции. – Лешкин папа тоже, видимо, подготовился к сегодняшнему вечеру. – Главное в возрастной категории Леши – накопление информации. Игры отменяются. Они заслоняют от Леши цель. Совместными усилиями мальчика нужно переориентировать.
Лешкин папа – научный работник, и потому он разговаривал с нами так, словно диктовал своим аспирантам планы диссертаций. Перебивать его было невозможно, возражать бессмысленно, он все давно распределил, каждому из нас он отвел свой участок работы. Мне, в силу моей профессии, надлежало «проведение с Лешей короткой конструктивной беседы на литературные темы».
Иными словами, предстояло штудировать «Трех мушкетеров» - к беседе с Лешкой надо было готовиться.
читать дальше

@темы: (Про)чтение

Комментарии
21.04.2009 в 10:10

Я читала эту ее книгу в детстве.) Я и Дюма очень любила и люблю. )) Башкирова интересно пишет, но чем-то меня и раздражает.
02.05.2009 в 15:26

laughter lines run deeper than skin (с)
Мне кажется, немалая доля ее обаяния - и в нежелании выглядеть золотым червонцем :) Но прежде всего, конечно, в сопряжении литературы, социологии и личных воспоминаний.
Хотя за Портоса обидно ;)
02.05.2009 в 16:41

в сопряжении литературы, социологии и личных воспоминаний. Да, это подкупает.))) А мне и за Атоса было обидно. И еще она неправа: Граф де Ла Фер еще менее симпатичная личность: человек, способный поднять руку на женщину! Не учитывается, что время было другое - и когда Дюма писал, и когда события происходят
02.05.2009 в 16:56

laughter lines run deeper than skin (с)
Ну, это она утрирует...
Хотя и женщина была такая, что как-то не хочется делать скидку на половую принадлежность. Ее же не пьяный муж ногами бил, а предали казни за общественную деятельность и личные преступления. На войне как на войне.
02.05.2009 в 17:05

Хотя и женщина была такая, что как-то не хочется делать скидку на половую принадлежность. Ее же не пьяный муж ногами бил, а предали казни за общественную деятельность и личные преступления. На войне как на войне.Да, и мне казалось не обидно для нее все было: воспринимали как равного, как опасного врага.
02.05.2009 в 17:15

laughter lines run deeper than skin (с)
Вот-вот.
читать дальше
02.05.2009 в 17:22

FleetinG_ Точно.))))
20.06.2010 в 21:48

Глупо смотреть на мушкетёров с идеологией 20 века.Я вся кипела читая эту статью!...Мне слов не хватает!...
13.07.2010 в 13:55

laughter lines run deeper than skin (с)
Гость, лишний раз подтверждается, что есть что-то в этих мушкетерах, раз до сих пор из-за них кипят читатели... И это замечательно, правда :)
Но идея взглянуть на героев без привычного ореола обаяния, возможно, вызывающая, но глупая - вряд ли. И "претензии" к ним как раз не из 20 века, а во многом общечеловеческие - мне-то при первом прочтении романа многое из этого было созвучно. Что поделаешь, мы тоже читатели из своего века, и нас в другое время так просто не переселишь...
А автор текста тоже немножечко утрирует, как бы встает на позицию прагматичных родителей дитятка, которого необходимо во что бы то ни стало отвратить от мушкетеров. Вторая, промушкетерская часть текста вам не попадалась? ;)