laughter lines run deeper than skin (с)
Из Моцарта нам много чего можно сделать: есть вот легенда Пушкина, легенда Радзинского (которая мне нравится не меньше, если судить по смыслу, а не по вероятности), есть шефферовско-форманская... Вот, оказалось, еще сделали нам целых два очень разных музыкальных спектакля. До сих пор не понимаю, как может прийти в голову мысль делать мюзикл про композитора, однако же вот, пришла, и достаточно плодотворно состоялась. Хотя все это - уже дела давно минувших дней, меня туда затянуло не так давно (в апреле), и все это время не отпускало. У меня даже прошло желание отдать оба мюзикла за одного формановского "Амадея" (потому что в "Амадее" больше собственно музыки Моцарта, а не авторов
), зато не прошло желание делать длинные посты с махровой имхой тыканьем пальцем в картинки (просто потому, что я иначе не умею). Чем сейчас и буду 


«Татьяна Китанина назвала свой доклад «Ошибка перевода как фундамент одного из пушкиноведческих мифов (Из комментария к "Моцарту и Сальери")». Строго говоря, речь шла даже не об ошибке, а о подтасовке фактов, произведенной некогда историком музыки и литературы Игорем Бэлзой. Стремясь доказать, что Сальери в самом деле был виноват в смерти Моцарта, он предложил такой перевод фрагмента из «Разговорных тетрадей» Бетховена, из которого вытекало, что Бетховен тоже считал Сальери убийцей, хотя немецкий текст свидетельствует об обратном или, по крайней мере, допускает множественность трактовок. Бэлза, например, не только соединяет три отдельные реплики бетховенского секретаря Артура Шиндлера в одну, но и переводит фразу «Сальери фантазирует (или бредит), что виновен» как «Сальери постоянно твердит о том, что виновен». Отсюда
Мне Бэлза не попадался, а Аркадий Ваксберг о нем упоминал, когда рассматривал доказательность существующих обвинений - и тоже почти что говорил о подтасовке...
Но да, бывает, что целью ученого труда (а биографический труд считаю ученым) становится что-нибудь "пробить", а в таких случаях все клеится одно к одному, увы.
В легенде главное - заявить ее как легенду
В легенде главное - заявить ее как легенду Ну это для кого как. Для некоторых важно преподнести ее как факт.