laughter lines run deeper than skin (с)
Еще один "краденый" (из моей головы, разумеется), пост. Давно хотелось это сформулировать, но умный человек Бертольт Брехт сформулировал куда-а-а раньше. Конечно, в моей интерпретации все это звучало бы значительно мягче, но у меня-то, что ни говори, были все классовые - а следовательно, и интеллектуальные - преимущества. Многим везло меньше, и это было видно.
Хотя, разумеется, знакомство с привлекательными типами человечества через ту же школу тоже никто не отменял. И это, как правило, помнится всю жизнь
ЦИФФЕЛЬ. (...) Известно, что многим качество обучения в наших школах кажется сомнительным. Замечательный принцип, на котором зиждется это обучение, остается либо непризнанным, либо не оцененным по заслугам. Он состоит в том, что молодого человека сразу же, в самом нежном возрасте, знакомят с жизнью, какова она есть. Без обиняков и без лишних слов его бросают в омут: выплывай сам – или глотай тину!
Перед учителями стоит трудная задача, требующая от них высокого самоотречения: они должны воплотить в себе основные типы человечества, с которыми впоследствии в жизни столкнется юноша. В школе он получает возможность каждый день четыре или шесть часов познавать жестокость, злобу и несправедливость. За такое образование не жаль уплатить любые деньги, но оно предоставляется даже бесплатно, за счет государства.
Неодолимой силой, воплощенной в незабываемых человеческих индивидуальностях, - вот каким предстает юноше в школьные годы античеловек. Он обладает почти безграничной властью. Оснащенный педагогическими знаниями и многолетним опытом, он воспитывает ученика по своему образу и подобию.
Ученик изучает все, что необходимо для преуспеяния в жизни. Это то же самое, что необходимо для преуспеяния в школе. Сюда относятся: мошенничество, умение втирать очки и безнаказанно мстить, быстрое усвоение общих мест, льстивость, угодливость, готовность доносить начальству на себе подобных и т.д. и т.п.
Но самое важное – это познание человеческих характеров. Оно осуществляется как познание характеров отдельных учителей. Ученик должен изучить слабости учителя и уметь их использовать, иначе он никогда не сможет защититься от груза совершенно бесполезных знаний, которыми его будут набивать до отказа. читать дальше
Бертольт Брехт. Диалоги беженцев.
Единственное, что хотелось бы еще добавить - тот же тайный смысл можно при желании найти в том, что учить приходится все предметы подряд. И те, в которых души не чаешь, и те, которые не переносишь, и те, в которых и рад бы, да не дано. Сильно подозреваю, что важны в итоге не полученные знания, а умение работать с тем, другим и третьим (и с преподавателями того, другого и третьего). А чтобы быть идеальным отличником, необходимо добиться идеального равнодушия и безразличия ко всем изучаемым предметам. Иначе это грозит потерей равновесия затрат времени (учитывая, что на нелюбимые и недающиеся предметы его приходится тратить больше).
Хотя, разумеется, знакомство с привлекательными типами человечества через ту же школу тоже никто не отменял. И это, как правило, помнится всю жизнь

ЦИФФЕЛЬ. (...) Известно, что многим качество обучения в наших школах кажется сомнительным. Замечательный принцип, на котором зиждется это обучение, остается либо непризнанным, либо не оцененным по заслугам. Он состоит в том, что молодого человека сразу же, в самом нежном возрасте, знакомят с жизнью, какова она есть. Без обиняков и без лишних слов его бросают в омут: выплывай сам – или глотай тину!
Перед учителями стоит трудная задача, требующая от них высокого самоотречения: они должны воплотить в себе основные типы человечества, с которыми впоследствии в жизни столкнется юноша. В школе он получает возможность каждый день четыре или шесть часов познавать жестокость, злобу и несправедливость. За такое образование не жаль уплатить любые деньги, но оно предоставляется даже бесплатно, за счет государства.
Неодолимой силой, воплощенной в незабываемых человеческих индивидуальностях, - вот каким предстает юноше в школьные годы античеловек. Он обладает почти безграничной властью. Оснащенный педагогическими знаниями и многолетним опытом, он воспитывает ученика по своему образу и подобию.
Ученик изучает все, что необходимо для преуспеяния в жизни. Это то же самое, что необходимо для преуспеяния в школе. Сюда относятся: мошенничество, умение втирать очки и безнаказанно мстить, быстрое усвоение общих мест, льстивость, угодливость, готовность доносить начальству на себе подобных и т.д. и т.п.
Но самое важное – это познание человеческих характеров. Оно осуществляется как познание характеров отдельных учителей. Ученик должен изучить слабости учителя и уметь их использовать, иначе он никогда не сможет защититься от груза совершенно бесполезных знаний, которыми его будут набивать до отказа. читать дальше
Бертольт Брехт. Диалоги беженцев.
Единственное, что хотелось бы еще добавить - тот же тайный смысл можно при желании найти в том, что учить приходится все предметы подряд. И те, в которых души не чаешь, и те, которые не переносишь, и те, в которых и рад бы, да не дано. Сильно подозреваю, что важны в итоге не полученные знания, а умение работать с тем, другим и третьим (и с преподавателями того, другого и третьего). А чтобы быть идеальным отличником, необходимо добиться идеального равнодушия и безразличия ко всем изучаемым предметам. Иначе это грозит потерей равновесия затрат времени (учитывая, что на нелюбимые и недающиеся предметы его приходится тратить больше).
Сильно подозреваю, что важны в итоге не полученные знания, а умение работать с тем, другим и третьим (и с преподавателями того, другого и третьего). А чтобы быть идеальным отличником, необходимо добиться идеального равнодушия и безразличия ко всем изучаемым предметам.
И равнодушию к запоминаемым предметам меня научили-такиМне лучше всего помнится мой первый урок демократии в 1985 году - когда, под новые веяния, учительница затеяла избирать командира отряда у нас в первом классе путем общего демократического голосования. Причем тот, кто голосовал "против", должен был подробно объяснить, почему и за что
А выбрали-то, увы, меня