laughter lines run deeper than skin (с)
...по чисто бухгалтерскому вопросу, а оттуда актуальное про политику :)
Вот любопытное наблюдение, связанное с одним из показателей, использовавшимся учеными в исследовании субкультур, - межличностное доверие. Его можно измерить простым вопросом: "Считаете ли Вы, что большинству людей можно доверять?" Ответ "да" соответствует наличию у респондента доверия к окружающим, ответ "нет" - настороженности и недоверия. Для чего это нужно? Дело в том, что согласно политической теории между межличностным доверием и политическим доверием, которое есть не что иное, как доверие гражданским властям, вообще властям в целом, существует определенная корреляция. Признано, что если человек доверяет своему соседу, то он будет доверять тому депутату, которого он избирает в выборный орган власти. Исследователями замечено, что показатель межличностного доверия возрастал, как только страна становилась более демократичной, более богатой. В самых богатых, устойчивых, традиционно признанных демократиях Западной Европы этот показатель достаточно высок. Примером тому могут служить Швеция, Германия - 43 - 45%, США - 60%.
В России первое подобное исследование было проведено в 1994 г. Выяснилось, что в стране, с ее весьма пока неблагополучными экономическими условиями, уровень доверия составляет порядка 60%. Получается, что вся система, скрупулезно возведенная американскими и голландскими исследователями на базе многочисленных исследований, рушится. В следующих, 1995 и 1996 гг. исследование показало то же самое, правда, с небольшими расхождениями. Жители мегаполиса и молодежь были менее склонны к доверию, для сельского же населения и старшего поколения показатель доверия варьировал от 70% и выше.
Мы не случайно уделили внимание этим исследованиям. Процессы зарождения демократии и всеобщего обнищания населения (за исключением людей, находящихся у власти) в России последние десять лет шли параллельно. У большинства населения приход к власти демократов (по сути - бывших политработников) подсознательно ассоциируется с существенным снижением качества жизни, безработицей, безразличием власти к нуждам (элементарным потребностям) избравшего ее народа. Не следует забывать и о коммунистическом прошлом нашей страны, воспитавшей поколения людей, привыкших молчать и бояться за свое будущее. Результат - нация созерцателей и наблюдателей, сознательно принижающих свои интересы и потребности в силу неверия (после многих лет обмана) в саму возможность наделения их какими бы то ни было правами и свободами. Те же, кто решился отстаивать свое нарушенное право в суде, часто сталкиваются с ангажированностью судей, предопределенностью приговора или решения, невозможностью высказать в суде свое мнение и гораздо реже - со справедливыми и основанными на законе решениями третьей власти. Таким образом, проблема гарантированности соблюдения государством прав и свобод человека и гражданина - проблема двоякая. С одной стороны - безразличие государства и несовершенство (а где-то и отсутствие) механизмов реализации прав и свобод, а также ответственности государственных органов, обязанных их обеспечивать. С другой - укорененная в народе психология созерцателей своего бессилия.


источник