Еще немного истории, то есть исторических высказываний самого Парацельса - и я понимаю, почему моралистам Вайнерам так пришлась по вкусу его история. С высоты сегодняшнего дня можно спорить о его методах лечения, но его программные заявления и высказывания, как и сам способ мыслить и выражаться, по-моему, интересны безмерно...
Я скитался в поисках моего искусства, нередко подвергая опасности свою жизнь. Я не стыдился даже у бродяг, палачей и цирюльников учиться всему, что считал полезным. Известно, что влюбленный может пройти долгий путь, чтобы встретить обожаемую им женщину, - насколько же сильнее та тяга любящего мудрость, что заставляет его скитаться в поисках своей божественной возлюбленной!
Должны мы также понимать, что если осуществляем мы лечение, то лечим мы больного всем миром: и небесами, и землею, и воздухом, и водою. Ибо если есть в теле болезнь, то все здоровые органы должны с нею бороться, и не только один, но все. Потому что одна болезнь вызвать смерть всех органов может: и заметь, что борется Природа с болезнью всеми своими силами.
Посмотрите на человека, пока он жив! Насколько же он прекрасен!
Скорее небо и земля прекратят свое существование, чем умрет медицина.
Знайте, что Бог создал врачей не ради только почек, головы, гнойных воспалений и зубов в отдельности, но ради проказы, внезапной смерти, падучей и других подобного рода болезней, не исключая ничего! Если же мы перестаем лечить их, то у нас отнимается наше искусство и мудрость, которые необходимы для этого, и мы перестаем быть верными Богу! На земле есть лекарства от всех болезней, за исключением тех, которые нужно оперировать.
На земле начинается любовь, и ее нельзя приобрести вне земного пространства. То, что не возгорается на земле, не возгорится и после смерти.
Храм находится в сердце, а не заключен в четырех стенах. Прекраснейшим украшением человека является вера, а не одежда. Благословения изливаются на окружающих не только через руки, но и через любовь. Руки же созданы не столько для благословений, сколько для работы.
Врачом является лишь тот, кто лечит других, но не себя. Врача можно сравнить с овцой, которая, не представляя ценности для себя самой, предоставляет пользоваться плодами своей жизни скорняку и ткачу, восхищающимся качеством ее шерсти. Подобно овце, врач должен служить и приносить пользу не себе, но другим... Вспомним, что и Иоанн Креститель называл Христа агнцем. Поэтому так важно, чтобы и всякий врач носил внутри себя образ агнца...
Спокойствие лучше беспокойства, однако беспокойство много полезнее спокойствия. Беспокойство деятельно и каждый день находится в движении... Только беспокойные люди приобретают опытность, мудрости и обучаются различным искусствам... У таких людей должны учиться те, кто в свою очередь желает умножить мудрость и получить знания.
Не все звезды завершили уже свои деяния и запечатлели свои воздействия. Значит, изобретение искусств также еще не подошло к своему концу. И по этой причине тому, кто изобрел нечто новое или берется исследовать какую-либо неизвестную область, не следует от этого удерживаться. Должно заботиться о тех, кто каждый день ищет нечто новое и каждый же день находит нечто новое, в какой бы области это ни было, - в естественной ли мудрости, в искусствах ли или в обычаях. Ибо небеса ответственны за это. И значит, новые учения, новые искусства, новые порядки, новые болезни, новые лекарства отсюда происходят, ибо небеса в постоянном деянии находятся. А человеку остается решать, какие из этих вещей ему следует воспринять, а от каких – воздержаться.
Если врач ничего не знает о больном, кроме того, что тот рассказал ему, он поистине знает очень мало, ибо больной обыкновенно знает только, что у него что-то болит. Природа и вызывает, и излечивает болезнь, и потому врачу необходимо знать природные процессы, происходящие как в видимом, так и в невидимом человеке. Тогда он будет способен распознать причину и течение болезни и узнает много более, используя собственный разум, нежели то, что может ему поведать наружность больного. Врачебную науку можно постичь изучением, но врачебная мудрость дается Богом.
читать дальше
О знании:
Знание, для которого мы предназначены, не ограничено пределами нашей собственной страны и не станет бегать за нами, но ждет, пока мы не отправимся на поиски его. Никто не сможет овладеть практическим опытом, не выходя из дома, равно как не найдет учителя тайн природы в углу своей комнаты. Мы должны искать знания там, где можно ожидать найти их, и почему нужно презирать того, кто отправился на поиски? Те, что остаются дома, возможно, живут спокойнее и богаче, чем те, что странствуют; но я не желаю ни спокойствия, ни богатства. Счастье лучше богатства; счастлив же тот, кто путешествует, не имея ничего, что требовало бы заботы. Желающий изучать книгу природы должен ступать по ее страницам. Книги изучают, вглядываясь в буквы, которые они содержат, природу же – исследуя сокрытое в сокровищницах ее в каждой стране. Каждая часть мира есть страница в книге природы, и вместе все страницы составляют книгу, содержащую великие откровения».
Желающий познать Истину должен суметь увидеть ее, а не довольствоваться ее описанием, даваемым другими. Высшая сила разума, не озаренная любовью, есть лишь высокая степень животного ума, и она рано или поздно исчезнет; разум, оживленный любовью Всевышнего, есть разум ангелов, и он будет жить вечно.
Тот, кто сопереживает и внемлет многому на свете, будет столь же знающим и в воскрешении, тогда как тот, кто ничего не знает, будет унижен. Ибо в доме Бога есть много обителей, и каждый обретет свою обитель согласно своим познаниям. Мы все образованны, но не в равной мере, все мудры, но не в равной мере, все искусны, но не в равной мере; и лишь тот, кто исследует явленный мир глубоко – самый образованный, и мудрый, и искусный. Ибо исследование и стремление познания пребывают в Господе и избегают грехов этого мира; и избегают они мирского служения, угодничества перед князьями, придворных манер, изящных жестов; и учат они языки, в которых также есть ругательства и ложные реченья. Но что касается дивных творений Божиих, человек изучает их через посредство своего внутреннего света и не взыскует для этого языков.
Бог движим такою сильною любовью, что создал микрокосм, чтоб открыть человеку через труд его не только тайны звезд, но и все природные загадки стихий. И без человека всех их бы не было. И желает Господь, чтобы все, что невидимо, видимым стало. И оттого, что повелел так Господь, не должен человек бездействовать и пребывать в праздности и в покое, но должен ежедневно познавать тайны Природы. Затем Бог сотворил человека, чтоб невидимые труды Его через него видимо воплотились. И не хочет Бог, чтоб тайны Его были просто видимы, но такова воля Его, чтоб явлены они были и постигнуты только трудами человека, а последний сотворен был, дабы сделать их видимыми.
Две есть разновидности знания: одно знание – от опыта, другое – от ума. То знание, что от опыта, - двояко: и одна его сторона – наставление врачу и основание для деятельности его, а другая – заблуждение его и ошибка. Первое получает он от огня, практикуя Вулканическое искусство через трансмутацию, изобретение, решение и совершенствование, и все, к ним относящееся. И через опыта такие открываются врачу три элемента, все в Природе содержащиеся, а также виды их, особенности и свойства. А другой вид знания – не что иное, как слухи, опытом не подтвержденные. И может оно оказаться истинным порою, но не будет оно незыблемо, и не может такое знание служить основанием для истины, а послужит таковым для ошибки, ошибки, софистикою приукрашенной. И не можем мы учить медицине посредством слухов или чтения, но только лишь посредством изучения. И через огонь опыта Природа научит нас. Не можем мы более верить в существование четырех соков в человеке, и не что это иное, как предмет веры.
Ибо в этом предназначение человека – узнавать о вещах и не быть слепым касательно их. Он наделен был способностью рассуждать о восхитительных творениях Божиих и представлять их другим. Для человека возможно исследовать сущность и качества любого отдельного творения, которое создал Бог. Ибо нет ничего сотворенного, чего человек не мог бы исследовать. И все это было некогда сотворено для того, чтобы человек не пребывал в праздности, но следовал путями Божиими через труды Его и изделия Его. И следовал им не в грехе, не в прелюбодеянии, не в азартных играх, не в пьянстве, не в грабеже, не в присвоении товаров или накоплении богатства для червей. Но прилагая свою душу, свой внутренний свет, свою ангельскую суть к глубокому познанию божественных предметов.
О болезнях и лекарствах:
Что касается твоих пилюль, то они могут действовать на тело, когда ты его очистишь от вредных веществ, в противном случае они принесут столько же вреда, сколько и пользы. Твои микстуры тоже ни к чему не годны, их горький и отвратительный вкус вызывает тошноту, усиливает болезнь и причиняет страдания. Они действуют средствами, противными Природе.
Когда сами болеют, они не принимают лекарств, прописанных ими другим.
Человек содержит в себе все элементы и нуждается в них для лечения своих болезней.
Сердцебиение распространено в основном среди знати и князей и редко наблюдается у бедняков и простолюдинов. Это вполне очевидно доказывает то, что Господь Всемогущий разделил каждый класс соответственно болезням и страданиям для их исправления и покаяния, ни для кого не делая исключения.
Помните, что ваше богатство не от мира сего. Даже умирая от голодной смерти, возблагодарите Бога и подумайте о том, что многие богачи и развратники, кухни и подвалы которых ломятся от разнообразных яств и напитков, лежат на одре болезни, страдая куда больше вас от страшных и тяжких недугов. Часто они умирают в жутких мучениях, с которыми не сравнится праведная смерть человека, угасающего от голода!
Медицина не верою постигаема, но опытом. А предметом веры лишь здоровье и болезнь души являются. Но у телесной медицины предмет видимый и веры не требует. И потому следует занятие врача считать ремеслом. А медицина для него из земли прорастает. И знает его земля, утверждает его или же отвергает. А причина того, почему можем мы распознать и испытать на себе три субстанции, - не в наших умах находится и не в слухах, но в исследовании Природы и выяснении ее особенностей, ибо от Мира Великого человек научается, а не от другого человека.
Когда дитя попросит хлеба у отца своего, тот не даст ему змею. И Господь сотворил нас и дает нам то, чего мы просим, а не змей. И потому плохое это будет лечение, если давать больному горькое, когда требуется ему сладость. И желчный пузырь получать должен то, чего требует он, и сердце так же должно, и печень. И это есть основополагающий столп, и врачу должен он служить опорою, когда назначает он соответственное лечение разным частям человеческой анатомии. Ибо хлеб, который ест дитя, анатомически подобен самому ребенку, и ест его дитя, будто собственное свое тело. А потому каждая болезнь должна лечиться средствами, анатомически ей соответствующими. И тому, кто анатомии не знает, трудно будет лечить, если будет он при этом честен и скромен; но много хуже, если недостает ему чести, и стыда в нем нет, и не боится он преступления. Такие люди – враги света Природы. Какой слепец станет просить у Бога хлеба, а получит яд? Если опытен ты и основываешься на анатомии, не станешь ты давать камни вместо хлеба.
Болезни человеческие следует подразделять на две части: естественные и искупительные. Естественные заболевания происходят от первой, второй, третьей и четвертой сущностей, а от пятой происходят наказания. Когда наказывает нас Господь, то в болезнях наших явлен нам пример или же урок, напоминающий нам, что все наши знания суть ничто. Но для того, чтоб имели мы возможность этот урок усвоить, дает нам Господь и возможность излечиться от недугов наших, так же как дает Он нам здоровье наше и нездоровье. Тут заметить следует, что все болезни следует лечить своевременно, а не тогда, когда нам пожелается или заблагорассудится. А это значит, что не может врач знать времени нашего выздоровления, ибо все пребывает в руце Господней. (...) Создал Господь медицину, дабы сражалась она с болезнями, а также создал Он и врачей, но не имеют они на пациента никакого воздействия до тех пор, пока время не настает, когда Природа и искусство вмешаться смогут в ход событий. И никак не ранее того. Господь без людей ничего не делает. Если совершает Он чудо, то происходит оно через людей, а именно через врачей. Но поскольку два рода врачей существует, и одни из них лечат чудесным образом, а другие с помощью медицины, прежде всего понимать следует, что чудеса совершает лишь тот, кто верует. Но раз вера не столь сильна среди людей, а срок наказания ко времени излечения истечь должен, то врачеватель понимает: что бы ни совершил Господь чудесным образом, должна для того в больном быть сильна вера.
Если, к примеру, женщине не хватает элемента, сущность которого излучается Марсом, и она страдает потому малокровием и недостатком нервной силы (анемией), мы можем дать ей железа, ибо звездные элементы железа соответствуют звездным элементам, содержащимся в Марсе, и будут притягивать их, как магнит притягивает железо. Но нам надлежит найти растение, содержащее железо в эфирном состоянии, ибо оно предпочтительнее, нежели металлическое железо. При водянке было бы крайне вредно давать любое лекарство, способно притянуть злое влияние Луны; Солнце же противоположно Луне, и те лекарства, что притягивают звездные эссенции Солнца, будут противостоять лунным, и таким образом причина водянки может быть устранена. Подобный ход рассуждений можно применить и при других заболеваниях.
Воображение – источник многих болезней; вера – лекарство от всех. Если мы не можем излечить болезнь верою, то потому лишь, что наша вера слишком слаба; вера же наша слаба по причине нашей жажды знаний; если бы мы сознавали силу Бога в себе, мы никогда не терпели бы неудач. Сила амулетов заключается не только в материале, из которого они сделаны, сколько в вере, с которою их носят; исцеляющая сила лекарства зачастую состоит не столько в духе, заключенном в нем, сколько в духе, с которым его принимают. Вера сообщает им действенность; сомнения уничтожает его достоинства.
Посредством воображения лишь одного человека чума может перенестись в цветущий город или страну.
Сколько людей погибло на войне из страха перед выстрелом? И в смерти их повинно лишь собственное воображение. Люди, объятые страхом, будь они большими или маленькими, благородными или низкими, препятствия едва ли заслуживают пелпета, чтобы идти на врага, а жалованья и того меньше. Некоторые могут возразить, сказав, что везение, сила и усердие способствовали их продвижению, о том, что кто-то носил траву, коренья и камни, чье воздействие уберегло их от поражения и ран. Я же утверждаю, что эти вещи – друзья и пособники воображения, которое является главным и общим властелином над всем прочим.
Болезнь, уныние, сердечная рана, безумие, галлюцинации также кормят человека. Как показывает ежедневный опыт, человек, страдающий той или иной болезнью, может не есть в течение многих дней и даже недель и при этом не испытывать голода... То же самое можно наблюдать у одержимых и потерявших разум людей, а также у тех, кто охвачен глубокими мечтаниями.
Правильно относясь к болезни, мы свидетельствуем, что в руках Божьих находится и наше здоровье, и наша болезнь. И коль скоро Господь послал нам это испытание, Он уже заранее создал и лекарство для нашего выздоровления.
То, что составляет магнит, есть притягивающая сила, которая находится вне нашего понимания, но, тем не менее, вызывает притяжение железа и других вещей. Наши лекари всегда имели в своем распоряжении магниты, но они не уделяли им большого внимания, не ведая, что магниты можно использовать для чего-то еще, помимо собирания гвоздей. Доктора наши перестали учиться на опыте, но занимаются лишь пустою болтовней; стыдно и досадно, что представители нашей науки знают столь мало. Каждый день они имеют возможность видеть магниты и все же продолжают действовать так, словно магнитов не существует.
Человек не способен совершить что бы то ни было собственными силами, но все может быть свершено через человека благодаря силе его веры. Если бы мы не верили в то, что способных ходить, мы не смогли бы ходить. Когда нам удается что-либо совершить, наша вера совершает это через нас. Если бы мы обладали верою хотя бы «с горчичное зерно», мы смогли бы низвергнуть гору в море; но если бы сделать это мы пытались, дабы показать свою силу людям, усилия наши были бы тщетны, и сила веры покинула бы нас.
Не доверяй своей опытности в вещах, связанных с природой. Врач распоряжается ими так же, как распутник распоряжается сердцем женщины. Он думает, что обладает чем-то, чего на самом деле у него нет, поскольку он не может доверить ей ничего из того, что у него есть.
О врачах:
Разве есть на свете что-нибудь скрытое от подлинного пророка, или неизвестное ему? И кого можно поставить выше доктора? Они словно объяты пламенем, и, подобно огню, сверкают они своими трудами.
Доверять другому человеку можно лишь в той степени, в какой он испытан огнем. Так же и лекарство, не будучи испытано огнем, не способно пробудить в больном веру. Как уже было сказано, из огня рождается врач. Этому учит и алхимия, которую еще называют «спагирия»: она учит отделять ложное от справедливого.
Врач должен быть милосердным, подражая Отцу медицины, «истинному и единственному Врачу».
Сотворил Господь медицину для огня неуязвимой. А врача Он из огня породил. Ибо не сам собой врач делается, но своею медициною; и потому должен он изучать Природу, а Природа – это мир и все, что в нем. И всему, чему Природа его учит, должен он искать объяснения. Но пусть ищет он его не в знаниях своих, но свет Природный пусть выведет его к тому, что скрывается в сокровищнице Природы. И когда обнаружит врач, что Природа открылась ему, то происхождение здоровья и болезней станет ему ясно. И поскольку врачом он является через посредство медицины и благодаря ей, а без нее – не является, и поскольку медицина древнее, нежели он сам, то он от нее зависит, а не она от него. И пусть исследует он то и научается у того, что его врачом делает, а не у самого себя. Ибо огонь – он в учителе, а не в ученике.
Ни титул и красноречие, ни знание языков и начитанность, хотя и могут служить прекрасным украшением, не требуются настоящему врачу. Лишь сумма знаний о тайнах природы потребна ему. В задачу врача входят распознавание различных форм болезненных аффектов, определение их причин и симптомов и выписка лекарств. Последнее дело предполагает наличие у эскулапа острого ума и неутомимого усердия в постижении медицинского искусства... Чтобы передать хотя бы малую часть своих знаний, я, благодаря роскошному гонорару от господ Базеля, ежедневно в течение двух часов учу студентов практической терапии, основанной на опыте и знании. Особое внимание я обращаю при этом на учебные книги по внутренней медицине и хирургии, автором которых является ваш покорный слуга. Чувствуя потребность аудитории, я подробно раскрываю перед слушателями их содержание. В этих учебниках вы не найдете мешанины из Гиппократа, Галена и других ученых медиков, но лишь то, чему меня научили опыт и многолетняя работа. Вместо популярных ссылок на авторитеты, моим основным учебным принципом являются опытность и разум... С самого начала я объявляю, что в моих лекциях речь пойдет не о четырех кардинальных жидкостях и совокупности знаний наших древних предшественников. Произведения древних не свободны от ошибок и недостатков. К сожалению, сегодня именно они являются основой наших представлений о болезнях, их причинах, критических днях и других подобного рода вещах. Для истинного понимания сущности медицины этого не достаточно.
И подобно тому, как врач изготовить может квинтэссенцию золота и Авиценну-Софиста тем самым опозорить, так медик-мошенник может сказать: «Не природой совершаемо сие, но Асмодеем», - и будет он так заявлять и предоставит доказательства, и утонченнейшие среди врачей будут с его мнением считаться по причине невежества своего. Но как смеют они предполагать, будто известны им все силы в Природе? Ибо силы эти суть плоды божественной мудрости, и кто в силах всю эту мудрость постичь целиком, когда Писание говорит нам, сколь безгранична она, и повествует нам о величии глубины ее и таинственности?
Медицина есть более искусство, нежели наука; знание опыта других может быть полезно для врача, но все знания мира не сделают человека врачом, если нет у него необходимых способностей и ему не назначено природою быть врачом. Если мы хотим научиться узнавать внутреннего человека, изучая лишь человека внешнего, мы никогда не достигнем цели, ибо строение всякого человека некоторым образом отлично от строения прочих.
Чтение еще никого не сделало врачом. Медицина есть искусство, и оно требует практики. Если бы, дабы стать хорошим врачом, достаточно было выучиться болтать на латинском, греческом и древнееврейском, тогда, дабы стать великим полководцем, достаточно было бы прочитать Ливия. Начиная изучать мое искусство, я вообразил, что в мире нет ни одного учителя, способного научить меня ему, и что я должен постигать его сам. Книга, которую я изучал, была книгой природы, написанной рукою Господа, а не писак; ибо всякий писака делает общим достоянием весь тот мусор, что находит у себя в голове, а кто может отделить зерна от плевел? Обвинители мои заявляют, что я вошел в храм знания не через «парадную дверь». Но что есть истинная «парадная дверь», Гален и Авиценна или природа? Я вошел через дверь природы, ее свет, а не аптекарский фонарь, освещал мой путь.
Я много раз слышал от цирюльников, банщиков и других людей, которые хвалятся своим искусством, о том, что они пришивали на прежнее место отрезанные носы, после того, как те пролежали в течение трех дней в снегу, а также приживляли отрубленные пальцы и другие части тела по прошествии нескольких дней со времени их обособленного существования. Не принимай всерьез эти бредни! Настоящий врач должен быть искренним, серьезным, смелым в своих высказываниях и не легковерным... будучи во Фриуле, я видел, как банщик приставил одному несчастному оторванное ухо с помощью клея, замазки и т.д. Все начали хвалить его и говорить, что он совершил великое чудо. Однако на следующий день ухо отвалилось, поскольку все это он сделал из чистого тщеславия.
В чем состоит речь врача? Да, да и нет, нет – вот основное содержание его речи, и этим подобает ему ограничиваться. От него ожидают фундаментальных знаний свойств различных лекарств и путей лечения. В этом случае и произносимое им «да» будет твердым и однозначным.
Ведь дух, действующий в нас, не имеет докторской степени, не занимает высокий пост и не превозносится над духом наших ближних.
Клятва Парацельса (которую он собирался ввести в обиход):
Я клянусь совершенствовать свое врачебное искусство, не уклоняться ни на шаг от своего призвания до тех пор, пока Бог не призовет меня к себе, и всеми силами противостоять ложным искусствам и учениям в медицине. Я буду стремиться любить больных больше, чем самого себя. Я считаю недопустимым судить о состоянии больного исключительно по внешним симптомам и назначать лекарства, не вникнув в суть болезни. Я никогда не возьму денег, которых я не заслужил. Я не буду слепо доверять аптекарям и насильно заставлять лечиться детей. Я обязуюсь не тратить время на пустые домыслы, но неизменно устремляться к точному знанию. Я ни за что не буду лечить князей и знатных людей, если они не заплатят вперед причитающийся мне гонорар. Я не буду лечить благородных дворян в их замках, а монахов или монахинь – в их монастырях. Я никогда не буду практиковать свое искусство во Франции и Богемии! Если поблизости заболеет какой-либо врач, я должен приложить все усилия для его лечения, даже если он никогда не слышал о моем существовании и не приглашал меня к себе... Если болезнь послана человеку во испытание или в наказание за грехи, я не должен вмешиваться в Божий промысел. Там, где природа бессильна, мне также не должно предпринимать напрасных попыток. Тот, кто задерживает полагающийся мне гонорар, достоин презрения... Я должен оказывать помощь женщинам, утешать советом и добрым словом всех тех, кто страдает от уныния. Во всем этом я клянусь перед своим Создателем. Поскольку больному посылает врача сам Христос, я, всякий раз подходя к одру страждущего, должен воспринимать себя как Божьего избранника и действовать в соответствии со словами Спасителя о любви к ближнему! Однако я не должен применять свое искусство в доме, где муж и жена находятся в ссоре друг с другом, проистекает ли она из личной неприязни или имеет в своей основе материальные причины! Я не буду лечить тех, кто презирает врачей, но, несмотря на это, требует помощи. Я клянусь не давать человеку, больному незнакомой мне болезнью, неизвестное лекарство, даже если он будет просить об этом.
О Боге и религии:
Доверие к мнениям не есть вера. Доверяющий глупо сам есть глупец. Глупец, верящий в неразумные вещи, мертв для веры, ибо не обладает знанием, а без знания не может быть веры. Желающий обрести истинную веру должен знать, ибо вера произрастает из знания. Вера, исходящая от знания, укореняется в уме; доверяющий же слепо не имеет знания и не обладает ни верою, ни силою. Бог не хочет, чтобы мы пребывали во тьме и невежестве; напротив, знание наше будет от Бога; мы воспримем божественную Мудрость. Бог не радуется, видя глупцов, тупиц и простаков, готовых поверить во что угодно, каким бы нелепым это ни было; не хочет он и того, чтобы в каждой стране был только один мудрый и знающий человек, а остальные следовали бы за ним слепо, как овцы за бараном; мы все должны иметь наши знания в Боге и получать их из мирового источника Мудрости. Мы должны знать, кто и что есть Бог, и мы сможем узнать Бога, только став мудрыми. Деяния Бога откроются нам через мудрость, и Бог – живущий внутри нас – более всего возрадуется, если мы станем подобны ему. Но, дабы стать подобными Богу, мы должны быть привлечены к Богу, который есть мировой источник всего; и сила, привлекающая нас, есть Любовь. Любовь к Богу будет зажжена в наших сердцах горячей любовью к человечеству, любовь же к человечеству будет вызвана любовью к Богу. Таким образом Бог Макрокосма и Бог Микрокосма влияют друг на друга, и оба они есть одно, ибо есть лишь один Бог, и один Закон, и одна природа, через которые проявляется Мудрость.
Премного благословенно и освящено все, пребывающее в мире: и места, и инструменты, и все создания, сущие на Земле. Нет нужды в иных благословениях и освящениях, ибо Он – сама Святость, а потому все предуготовленное и сотворенное Им, также освящено Им и через Него.
Покорность Богу – вот поведение человеку! Покорность людям – что же это еще, как не пустая тень? За покорность не платят, и нет за это вознаграждения. Человек смертен, и когда он мертв, он обращается в прах. Что же делать ему? – Он должен научиться большему, нежели покорность, и дать покорности действительно быть, и должен возлюбить ближнего своего; тогда покорность появится сама собой, как цветок и плод появляются на добром дереве.
Вчитываясь в краеугольный камень христианства и внимательно слушая христианские проповеди и диспуты, которые порой ведутся даже между мельником и угольщиком, я понял, что христианину необходимо постоянно находиться в состоянии бодрствования. Он должен научиться отделять правду от лжи, справедливость от несправедливости, свет от тьмы, а Христа от сатаны...
Вот почему вы не должны изумляться по поводу вещей, кажущихся нам невероятными: у Бога все возможно. Он сотворил всякие вещи для нас не согласно нашим мыслям и разумению, но превыше наших представлений и разумения. Ибо Он желает, чтобы мы на Него взирали как на Бога, который удивителен в Его созданиях. Если бы Он сотворил лишь то, во что поверить было бы просто для человека, Бог показался бы слишком слабым, а человек стал бы равен Ему. Вот потому Он сотворил вещи как Бог и позволил человеку изумляться им, и сделал так, чтобы Его дела были столь велики, что никто не может в достаточной мере изумиться также этим существам. Богу угодно, чтобы это было так.
Господь сотворяет дом; человек также может построить его. Руки и стопы Господни – в слове Его, а у человека это конечности. Один человек может лечить другого с помощью лекарств, которые должны воздействовать на больного через телесное посредство врачевателя; Господь же осуществляет это одним словом своим, не используя ни рук, ни ног. Человек ходит ногами, а дух ходит без ног. Господь пожелал, чтоб росли на земле деревья и всевозможные фрукты и чтобы были на земле твари всех видов. Подобным же образом Он пожелал, чтобы все искусства – музыка, механика, ремесла, религиозные учения, - которые сотворил он во тверди небесной, должны найти свое воплощение в реальности. И воплощаются они в людях таким же образом, как плоды вызревают на деревьях. Ибо звезды для своего действия нуждаются в средстве, и это средство – человек и лишь он один.
И говорят люди о предрасположении всякую бессмыслицу. Будто бы получает человек предрасположение, или inclination, от Марса, Сатурна или Луны и прочих небесных тел. Обман все это и мошенничество. Правильней сказать было бы, будто Марс человеку подражает, ибо более велик человек, чем Марс или прочие планеты. Но кто познал планеты и уразумел людей, тот так не скажет. Но может он так сказать: «Человек столь для Господа ценен и столь величествен в глазах Его, что образ его и все, что совершает он, и то, что оставляет он несделанным, и добро его, и зло – небесами имитируется. Но это не есть предопределение. И двояки взаимоотношения между небесами и человеком: с одной стороны, образ человеческий небесами отражается, а с другой, отношения эти суть предпосылка, в коей все будущие деяния человека, и образ жизни его, и поведение его заранее предвосхищены, но в виде пророчества скорее, чем в виде причины».
Если бы стал кто рассматривать Христово воскресение и чудеса святых как природные явления и знаки, то слова Христовы о том, что будут знамения великие, подтвердились бы. Но невежество побуждает человека считать все эти события сверхъестественными, подобно тому, как побуждает оно простой народ считать врачей богами. То же касается Христа и святых, потому что неизвестно, какие свойства телам их присущи. И тело, в коем славы нет, есть не что иное, как тело природное. Колоквинт очищает, и все тайны такого рода на язычников оказывают такое же воздействие, как и на христиан. Просто Природа поступает всегда соответственно порядку своему и установлению.
Христос говорил, что истинные Его последователи сравнятся в деяниях с Ним и даже превзойдут Его; но едва ли найдется сегодня хотя бы один прелат, способный сделать что-либо подобное тому, что делал Христос. Ежели некто, не возведенный людьми в сан, приходит и исцеляет больных силою Христа, действующей через него, его объявляют колдуном, сыном дьявола и повелевают сжечь на костре.
Мудрец может звездами повелевать и не подчиняется им. Напротив, звезды мудрому подчиняются и вынуждены покориться ему, а он от них свободен. Звезды отдают приказы животному человеку и принуждают его; и куда они ведут его, туда он должен следовать, как вор следует к виселице, а разбойник – к плахе, рыбак – к рыбам, птицелов – к птицам, а охотник – к зверям диким. И есть тому причина, и заключается она в том, что человек не знает и не способен оценить себя и свои собственные силы, и уразуметь, что он есть малая вселенная, и что целые небеса со всеми своими силами и свойствами в нем скрыто содержатся. И потому такого человека зовут животным, или глупцом и рабом всего земного, а ведь он, тем не менее, получил от Господа Всемогущего привилегию править всем на свете и всеми творениями повелевать, а не подчиняться им. И для того сотворен человек был последним, а все прочее к тому моменту уже было создано. И это право его впоследствии было им утеряно, и случилось это после Грехопадения. Но мудрость человеческая – не рабская, и не потерял человек своей свободы. И потому верно, что звезды должны ему подчиняться, а не он им.
Не вера в существование исторического Иисуса Христа способна спасти человечество от зла, но вера в Высшую Силу (в Бога), благодаря которой мог действовать человек Иисус. (...) Сила эта исходит от Бога и к нему возвращается; и когда один человек исцеляет другого именем Христа, он исцеляет его силою Божьей и своей верою. Эта сила действует в нем и через него благодаря его вере, а не в поощрение за то, что он является христианином, или за убеждение больного в том, что Христос однажды жил на земле.
Сила истинной веры простирается столь же далеко, сколь далеко простирается сила Бога. Человек не способен совершить что бы то ни было собственными силами, но все может быть свершено через человека благодаря силе его веры. Если бы мы не верили в то, что способны ходить, мы не смогли бы ходить.
Вы должны познавать от слова Мудрости, и в нем вы не найдете ни статуй, ни изображений, но только Мировой Дух. Когда вам проповедуют веру, то стремятся посеять ее в вашем сердце, где она может пустить корни, прорасти и открыться для вас; но если вера не в вашем сердце, а в обрядах и церемониях, и если вы привязаны к этим формам, знайте, что в сердце вашем зло; ибо хотя обряды и церемонии могут вызвать у вас вздохи и слезы, слезы и вздохи эти ничего не стоят, ибо чувства ваши порождены этими образами и к этим же образам вернутся. Все возвращается в конце концов туда, откуда пришло, и коль скоро формы эти тленны, чувства, которые они вызывают, исчезнут вместе с ними. Богу нужно только сердце, но не церемонии. Если вы не нуждаетесь в церемониях, они утратят смысл и в вопросе веры, и в искусстве магии. Использование их ведет лишь к легковерию и предрассудкам.
Бедный крестьянин целый год ест траву и репу. Когда же Бог посылает ему мясо, то оказывается, что в этот день вкушение скоромного запрещено, так что на бедняка, нарушившего пост, вы накладываете запрещение и едва ли не объявляете его еретиком. А ведь Бог больше доволен его мясоедением, чем вашим постом. О вы, притворщики и лицемеры!
Посты и другие виды воздержания обладают способностью поддерживать тело в трезвости и сохранять ум ясным, кожу – здоровой, кровь – чистой, память – твердой, сердце – чистым и целомудренным. Пост охраняет человека от злых страстей и желаний, нечистых чувств и мыслей. Он создает благоговейное настроение и погружает нас в море божественной любви. Воздержанная жизнь отгоняет от нас бесов, грехи и пороки, открывает перед человеком его прегрешения и способствует искреннему раскаянию. Пост помогает нам увидеть свет природы и познать истинную философию, навевает правдивые сонные видения и позволяет проникнуть в божественные тайны. Кроме того, он предотвращает многие заболевания, причинами которых становятся обжорство и пьянство.
Путь к блаженству окружен тишиной... начинается внутри и идет от сердца, а не из внешнего мира. Колокола и органы, обычные в наших храмах, можно прямо назвать выдумкой дьявола.
Разговаривай сам с собой и не позволяй попам становиться между тобой и Божьим Словом. Оно должно храниться внутри тебя... Проповедь потребна только для неверных... если вы считаете себя верующими людьми, верите во Христа, то вы должны знать его Евангелие и чтить Его заветы. Если вы верите от сердца, то Евангелие и без проповеди входит внутрь вас. Если же сердце ваше остается глухим к вере, то самая лучшая проповедь ничего не даст вам.
Если ты хочешь, наподобие апостолов, стряхивать пыль с сандалий, скинь с себя дорогие одежды и почувствуй вкус бедности. Откажись от богатого прихода, где бы он ни был. Удались от общества верующих и пойди к неверным, которые, уж будь спокоен, не дадут тебе доходного местечка. Сандалии священников, кормящихся на приходе, чисты от пыли.
О потусторонних созданиях:
Дьявол – самое нищее из всех созданий, и нет существа несчастнее и беднее его ни под землей, ни над ней, ни в иных каких стихиях. Нет у него ни денег, ни богатств, ни власти над ними. Как же может он тогда отдавать кому-либо то, чем не владеет сам?
Некоторые люди верят, что злых духов можно изгнать святой водою или курением ладана; однако не может существовать настоящей святой воды, пока не нашлось человека, который столь свят, что может сообщить воде сверхъестественную силу, и запах ладана может скорее привлечь, нежели изгнать злых духов. Ибо их притягивает то, что привлекательно для чувств, и если мы желаем избавиться от них, то было бы более разумным применять для этой цели ароматические вещества, их отпугивающие. В полной мере действенной против всех злых духов силой является воля. Если мы возлюбили источник добра всем сердцем, умом и чувствами, мы можем быть уверены в том, что никогда не подпадем под власть зла; церковные же обряды – будь то кропление водой, курение фимиама или пение заклинаний – суть плод тщеславия духовенства и, следовательно, проистекают из источника зла. Изначально церемонии призваны были дать внешнее проявление свершающемуся внутри; но там, где отсутствует способность к внутреннему действу, церемонии не принесут пользы, разве что привлекут злых духов, которые, верно, посмеются над нашей глупостью.
Воображение является причиной возникновения инкубов, суккубов и жидкостных лярв. Инкубы – мужские существа, суккубы – женские. Они суть порождения сильного и нечистого воображения мужчин и женщин; обретя форму, они уносятся прочь. Возникают они из спермы, создаваемой воображением тех, кто впадает в противоестественный грех Онана в мыслях и желаниях. Исходящая от одного лишь воображения, она не есть настоящая сперма, но испорченная соль (субстанция). Только то семя, что попадает в органы, предназначенные природой для его развития, может произвести на свет человеческое тело. Если семя не посажено в надлежащую почву, оно сгниет. Если сперма не попадет в матку, из нее не выйдет ничего хорошего, но лишь что-либо бесполезное. Следовательно, инкубы и суккубы, произрастающие из испорченного семени вне порядка, установленного природой, бесполезны и считаются злом; и Фома Аквинат заблуждался, считая этих бесполезных существ сущностями совершенными. Сперма эта, поступающая из воображения, рождается in Amore heroes. Это есть такой вид любви, когда мужчина представляет себе женщину или женщина – мужчину, с тем, чтобы вступить в супружескую близость с образом, созданным их разумом. В результате этого акта происходит истечение бесполезной эфирной жидкости, которая не может породить ребенка, однако способна вызвать к существованию лярв. Такого рода воображение есть мать расточительной невоздержанности, которая, долго продолжаясь, может сделать мужчину бессильным и женщину бесплодной, ибо большая часть истинной созидающей и формирующей силы теряется из-за частого использования возможностей нездорового воображения. Это часто является причиной родимых пятен, преждевременных родов, выкидышей и уродств. Иногда эту испорченную сперму захватывают блуждающие в ночи духи, которые переносят ее туда, где смогут использовать ее в своих нечистых целях. (...) В обычных pollutionibus nocturnalis тело теряет сперму безо всякого усилия со стороны воображения, и ночные духи вследствие этого не могут использовать ее в своих целях. Если женщины, по возрасту не способные к воспроизведению потомства, нецеломудренны и имеют живое воображение, то они также могут вызвать этих существ к жизни. Если человек того или иного пола имеет нечистые желания и живое воображение или же если он страстно влюблен в персону противоположного пола, будучи лишен возможности заполучить объект страсти или фантазии, тогда инкуб или суккуб может занять место отсутствующего предмета, и таким образом колдуны могут вызвать к существованию суккубов, а ведьмы – инкубов (...) Дабы предотвратить такого рода печальные явления, необходимо быть целомудренным, честным, чистым в мыслях и желаниях, и кто не способен пребывать таким постоянно, тому не следует оставаться холостым. Воображение – великая сила, и если бы мир знал, какие необыкновенные вещи могут быть созданы силой воображения, городские власти принуждали бы всех бездельников работать и проводить с пользой свое время и, дабы избегнуть ужасных последствий, держали бы под наблюдением тех, кто не способен властвовать над своим воображением.
Про Русалочку
Водная женщина берет в мужья человека от Адама, ведет его хозяйство и дает рождение детям. О детях мы знаем, что они наследуют отцу. Так как отец – человек от Адама, ребенку дается душа, и дитя становится как обычный человек, который имеет вечную душу. Более того, это также хорошо известно и должно быть принято во внимание, что такие женщины также получают души, выйдя замуж за людей, чтобы они были спасены перед Богом и спасены самим Богом, подобно другим женщинам. Это было испытано многими способами, что они не вечны, но когда они связаны браком с человеком, они становятся вечными, то есть наделяются душой подобно человеку. Вы должны понимать это следующим образом: Бог сотворил их столь подобными человеку и столь напоминающими его, что ничто другое не может быть более похожим, и случилось чудо, что у них не было душа. Но когда они входят в союз с человеком, тогда этот союз дарует им душу. Так же, как союз, установленный Богом, который человек имеет с Богом и Бог с человеком, позволяет нам войти в царство Бога. (...) Когда их обижали мужья во время нахождения у воды, они попросту погружались в воду, и никто не мог их больше отыскать. Для мужа это – как если бы она утонула, потому что он никогда не увидит ее снова. И все же, хотя она канула в воду, он не может считать ее мертвой. Она жива, и он не может брать другую жену. Если он сделал это, он расплатится своей жизнью и никогда не вернется в этот мир, ибо его брак не расторгнут, но по-прежнему сохраняет свою силу. Это то же самое, как и в случае, если жена сбежала. Она не развелась со своим мужем, а он не развелся с ней. Это по-прежнему действительный брак, который не был расторгнут, и никто не может никогда его расторгнуть, пока длится жизнь. Когда она канула в воду и бросила мужа и детей, ее брак по-прежнему действителен, и она предстанет в Судный День с учетом ее брачного союза и обета. Душа не будет отнята или отделена от нее. Она должна следовать за душой и придерживаться своего обета до самого конца. Несмотря на то, что она остается водной женщиной и нимфой, она должна поступать, как того требует душа и обет, который она дала, за исключением того случая, когда она разошлась со своим мужем и когда нет возврата, а он взял другую жену. Тогда она возвращается и приносит ему смерть, как случалось уже много раз.
О человеке:
И следует понять тебе великую вещь, а именно, что нет ничего ни в небесах, ни на земле, чего бы не было также и в человеке. Ибо трудятся в нем небесные силы. И для Бога, что в небесах, - то и в человеке. Где же еще быть небесам, как не в человеке? И все, в чем нуждаемся мы, должно быть в нас. И по этой причине известны им наши желания еще до того, как мы их выскажем, ибо ближе они к нашим сердцам, чем к словам нашим. Господь сотворил небеса в человеке великими и прекрасными, благими и превосходными. Ибо Бог суть в небесах своих, которые суть в человеке, ибо говорит Он нам, что Он в нас и что мы суть храм Его. И потому следует соблюдать врачу величайшую осторожность, ибо благороднейшее и величайшее творение находится в руках его.
Хлеб – это кровь, но кому это видно? Это жир, но кому это видно? Ибо мастер-искусник в желудке благ. Он может из серы железо сделать; и постоянно там он находится, придавая человеку надлежащую ему форму. И может он алмазы делать из соли, а золото из ртути. И более заботится он о человеке, нежели о вещах, и трудится он для человека, и все, что ему необходимо, создает. Дай ему материал – и расщепит он его, и придаст ему надлежащую форму, ибо известны ему мера, число, вес, соразмерность, протяженность и прочее.
Следовательно, то, что едим мы, становится нами, и потому не умираем мы от распада наших форм. Таким образом, едим мы пальцы наши, и тело наше, а также кровь, плоть, стопы, мозг, сердце и прочее. Ибо каждый кусок, нами съедаемый, содержит в себе все наши органы, все, что в себя включает человек, все, из чего состоит он. И когда лето наступает, то деревья голод испытывают, ибо хотят они, чтобы распустились на них листья, и цветы, и плоды чтобы на них созрели. И нет всего этого внутри их самих, потому что в противном случае срубленные деревья цвели бы так же точно, как и те, что растут невредимые.
Итак, есть в человеке внутренний врач; и с его помощью дает Природа человеку все необходимое и дарует ему сад трав своих сообразно нуждам человеческой анатомии. И если изучим мы все основательно и уразумеем это правильно, то откроется нам, что наш внутренний врач и природа наша – это все, что нам нужно. Возьмем, к примеру, наши раны: что нужно, чтобы лечить их? Ничего, кроме плоти, растущей изнутри наружу, а вовсе не снаружи внутрь. И потому лечение ран – это лечение защитительное, цель которого – не допустить такой вероятности, чтоб что-либо извне помешало нашей природе выполнить свою работу. Таким образом наша природа себя лечит, исправляет и дополняет, и хирургия научает этому всякого опытного хирурга. Ибо mumia есть сам человек, а mumia – это бальзам, излечивающий раны: и мази, замазки и смолы ни кусочка плоти сами не производят, могут лишь работе Природы внутри человека помочь, защищая ее.
И все человеческие соразмерности, подразделения, части и члены есть и у Великого Мира так же, как и у человека; и сообщаемы они человеку через питание и лечение. И отделены эти части друг от друга ради того, чтоб было целое и имело свою форму. В науке это всеобщее тело называется physicum corpus. И телу человеческому мировое тело сообщаемо подобно тому, как сыну сообщается кровь его отца; ибо они есть одна кровь и одно тело, и разделяет их одна лишь душа, а в науке такого разделения нет. И следует из этого, что для науки небеса и земля, воздух и вода – это есть человек, а человек для науки – это мир со своими небесами, землею, воздухом и водою. Так, Сатурн в человеке сообщается с небесным Сатурном, а небесный Юпитер – с Юпитером микрокосма. И земная мелисса черпает у мелиссы микрокосмической, и все в единении находится.
Если человек, умирая, сильно желает, чтобы некто умер вместе с ним, его воображение может породить силу, которая способна извлечь menstruum (средство) из мертвого тела и образовать форму, несущую в себе побуждение, созданное мыслью умирающего и обращенное к другому человеку; тогда этот другой может умереть. Особенно часто так происходит с женщинами, умирающими от родильной горячки; если женщина эта пожелает, чтобы весь мир умер вместе с нею, ее пропитанное ядом воображение может вызвать эпидемию.
Страх, ужас, страсть, желание, радость и зависть суть шесть душевных состояний, наиболее властно повелевающих воображением и, соответственно, миром человека; и коль скоро разум человека есть микрокосмический двойник Мирового Разума, прообразы этих состояний действуют и в воображении мира, и мысли человека воздействуют на мир так же, как и мир воздействует на человека. Посему желательно нам управлять своим воображением и не позволять ему действовать произвольно. Нам следует пытаться постичь дух силою духа, но не с помощью умозрительных фантазий.
О женщинах и деторождении:
Море суть мать воды. А поскольку женщина суть мать, производит она в себе такие реки, которые выходят из берегов каждые четыре недели. Менструальная кровь – это выделения, образуемые из того, что в женское чрево попадает, там умирает и затем оттуда извергается. Иные доктора ошибочно называют менструальную кровь цветком женщины. Но, на самом деле, цветет женщина в момент зачатия, и плод, то есть дитя, появляется так же, как это всегда с цветами бывает. Когда дерево зацветает, то всякий раз это бывает оттого, что плоды хотят созреть на нем, и ежели не скрываются в дереве никакие плоды, то не цветет оно. А согласно ложной аналогии, могла бы зацвести и девственница, но нет в ней никакого плода. Неужто не понимаешь ты, что чрево есть не что иное, как микрокосм. И чтобы родить, должно оно быть чисто, и остается оно чисто до тех пор, пока не закончится у женщины молоко. И пока беременность длится, никаких выделений нет, ибо все пребывает в покое и ожидает своего времени. Ибо такова природа женщины, что трансформируется она, как только зачнет; и тогда во всем, что внутри нее наступает лето, и нет ни снега, ни мороза, ни зимы, а только одно лишь удовольствие и наслаждение. Женщина подобна дереву плодоносящему. И человек подобен плоду этого дерева. И дерево это должно быть надлежащим образом питаемо, чтобы иметь все нужное, дабы возможность у него была отдавать, ибо ради этого оно и существует. Но посмотри, как много вреда способно претерпеть дерево, и насколько меньше того способны выдержать плоды его. Настолько же женщина превосходит мужчину, ибо мужчина для нее, как плод для дерева. Плод падает, а дерево стоять продолжает. И продолжает дерево заботиться о будущих плодах на протяжении всей своей долгой жизни, следовательно, должно оно и получать больше, и страдать больше, и выдерживать больше ради плодов своих, дабы созревали они лучше и в счастии.
Один человек превосходит другого в знаниях, богатстве или в силе. И ты приписываешь это звездам; но должен подобные мысли выбросить из головы: ибо удача коренится в способности, а способность коренится в духе. В каждом есть особый дух, согласно характеру которого в человеке развивается особый талант, и если кто упражняется в том, к чему у него талант, то и удача сопутствует ему. Этот дух зовется Архей, и мы не станем говорить о нем более, дабы не отступить от нашей темы. Ты говоришь также о разнообразии во внешности людей, и что так много времени прошло со времен Адама, и не бывает так, чтобы один во всем походил на другого, за исключением близнецов, а если таковое случается, то это великое чудо. И ты приписываешь его небесным телам и их таинственным силам. Должно знать тебе, что Господом определено, чтоб был особый женский пол, и до тех пор, пока через него все формы, цвета и разновидности людей, коим нет числа, не появятся на свет, то родятся еще люди и пребудут, как были те, кто ныне уже мертвы. А когда будет светопреставление, то будет это означать, что все роды и разновидности людей свое воплощение получили, ибо только тогда все формы, цвета и разновидности исчерпаются и новых создать уже нельзя будет.
Женщина, будучи ближе к природе, предоставляет мужскому семени почву, в которой оно находит условия, требуемые для его развития. Она питает, растит и развивает семя, сама не производя никакого семени. Человек, хотя и рождается женщиной, никогда не происходит от женщины, но всегда от мужчины. Причина взаимодействия двух полов есть их взаимное притяжение. Стремления мужчины понуждают его думать и размышлять, размышление порождает желание, желание вырастает в страсть, страсть действует на воображение, воображение создает семя. Следовательно, Бог заложил семя в воображение мужчины, женщину же наделил желанием быть притягательной для мужчины. Матка содержит большую притягательную силу по отношению к семени, подобную силе, притягивающей железо к магниту.
Следовательно, можно сказать, что воображение отца приводит в движение созидательную силу, необходимую для порождения человеческого существа, воображение же матери дает вещество для его создания и развития; однако ни отец, ни мать не есть родители духовного существа человека, но его зародыш исходит из Mysterium magnum, и отец его есть Бог. Родители не наделяют своих детей разумом, они могут дать ребенку тело, через которое начало разума сможет либо не сможет действовать. Разум есть естественная неотъемлемая принадлежность каждого человеческого существа; он вечен и совершенен, его не нужно развивать в ребенке, но его могут заглушить и вытеснить догматизм и софистика. Достижения рассудка непрочны, память нуждается в упражнении и часто теряется быстрее (с возрастом либо из-за заболеваний мозга), нежели приобретается в юности. Дети могут унаследовать от родителей способность использовать разум, но они не наследуют сам разум, ибо разум есть свойство Божественного Духа. Человек не может потерять разум, но может сам стать потерянным для него, ибо разум есть всеобщий закон, и он не может быть собственностью какого-то отдельного человека.
Целомудрие очищает сердце и делает его прозрачным для познания божественных тайн. Тот, кто хочет познать мир, должен хранить целомудрие.
Выше брачного состояния только апостольское служение... Но если ты не настоящий апостол и при этом зачем-то продолжаешь хранить свою девственность независимо от того, женщина ты или мужчина, то в последний день суда откроется тебе, сколь грешен ты пред Богом. Ведь брачное состояние Господь ставит не менее высоко...
Анатомия женщин отличается от анатомии мужчин, следствием чего является особое физическое строение каждого пола... итак, запомни, что мозг женщины – это мозг женщины, а не мозг мужчины, и ее сердце есть сердце женщины, а не сердце мужчины. Ты должен всегда помнить об этой разнице. Посмотри на женщину и сравни ее с мужчиной. Увидь, как они отличаются друг от друга. Неужели ты не видишь, что женщина отличается от мужчины, а мужчина от женщины?
Матка представляет собой закрытый мир, который не имеет ничего общего с другими мирами и является уникальным в своем роде. Ведь мир был первым творением, человек – вторым, а женщина – третьим.
О матрице можно сказать, что она невидима, поскольку никто из людей не видел ее, эту первичную материю. Да и кто мог видеть то, что было прежде него? Мы все произошли из матрицы, но ее никто не видел, поскольку она существовала еще до появления людей.
Если бы они (женщины) были так же умны (как Платон, Дюрер и др.) и так же упражняли бы свое воображение, то им нечего было бы возразить! Как много нового возникло бы из того, что до сих пор остается лежать нетронутым.
У Бога до того, как он создал все вещи, была женщина. Ведь если бы у Него не было женщины, то не было бы и Сына. Не было бы и Святого Духа.
Точно таким же образом, как Дух Божий носился над водою, мы, люди, носим его над землей и водой, хотя никто из нас никогда в жизни его не видел. Он же существует и в матрице всех людей, то есть в женщине. Поэтому женщины не должны предаваться разврату, поскольку в них действует Дух, который исходит от Бога и восходит к Нему обратно.
Парацельсизмы. Избранное.
Еще немного истории, то есть исторических высказываний самого Парацельса - и я понимаю, почему моралистам Вайнерам так пришлась по вкусу его история. С высоты сегодняшнего дня можно спорить о его методах лечения, но его программные заявления и высказывания, как и сам способ мыслить и выражаться, по-моему, интересны безмерно...
Я скитался в поисках моего искусства, нередко подвергая опасности свою жизнь. Я не стыдился даже у бродяг, палачей и цирюльников учиться всему, что считал полезным. Известно, что влюбленный может пройти долгий путь, чтобы встретить обожаемую им женщину, - насколько же сильнее та тяга любящего мудрость, что заставляет его скитаться в поисках своей божественной возлюбленной!
Должны мы также понимать, что если осуществляем мы лечение, то лечим мы больного всем миром: и небесами, и землею, и воздухом, и водою. Ибо если есть в теле болезнь, то все здоровые органы должны с нею бороться, и не только один, но все. Потому что одна болезнь вызвать смерть всех органов может: и заметь, что борется Природа с болезнью всеми своими силами.
Посмотрите на человека, пока он жив! Насколько же он прекрасен!
Скорее небо и земля прекратят свое существование, чем умрет медицина.
Знайте, что Бог создал врачей не ради только почек, головы, гнойных воспалений и зубов в отдельности, но ради проказы, внезапной смерти, падучей и других подобного рода болезней, не исключая ничего! Если же мы перестаем лечить их, то у нас отнимается наше искусство и мудрость, которые необходимы для этого, и мы перестаем быть верными Богу! На земле есть лекарства от всех болезней, за исключением тех, которые нужно оперировать.
На земле начинается любовь, и ее нельзя приобрести вне земного пространства. То, что не возгорается на земле, не возгорится и после смерти.
Храм находится в сердце, а не заключен в четырех стенах. Прекраснейшим украшением человека является вера, а не одежда. Благословения изливаются на окружающих не только через руки, но и через любовь. Руки же созданы не столько для благословений, сколько для работы.
Врачом является лишь тот, кто лечит других, но не себя. Врача можно сравнить с овцой, которая, не представляя ценности для себя самой, предоставляет пользоваться плодами своей жизни скорняку и ткачу, восхищающимся качеством ее шерсти. Подобно овце, врач должен служить и приносить пользу не себе, но другим... Вспомним, что и Иоанн Креститель называл Христа агнцем. Поэтому так важно, чтобы и всякий врач носил внутри себя образ агнца...
Спокойствие лучше беспокойства, однако беспокойство много полезнее спокойствия. Беспокойство деятельно и каждый день находится в движении... Только беспокойные люди приобретают опытность, мудрости и обучаются различным искусствам... У таких людей должны учиться те, кто в свою очередь желает умножить мудрость и получить знания.
Не все звезды завершили уже свои деяния и запечатлели свои воздействия. Значит, изобретение искусств также еще не подошло к своему концу. И по этой причине тому, кто изобрел нечто новое или берется исследовать какую-либо неизвестную область, не следует от этого удерживаться. Должно заботиться о тех, кто каждый день ищет нечто новое и каждый же день находит нечто новое, в какой бы области это ни было, - в естественной ли мудрости, в искусствах ли или в обычаях. Ибо небеса ответственны за это. И значит, новые учения, новые искусства, новые порядки, новые болезни, новые лекарства отсюда происходят, ибо небеса в постоянном деянии находятся. А человеку остается решать, какие из этих вещей ему следует воспринять, а от каких – воздержаться.
Если врач ничего не знает о больном, кроме того, что тот рассказал ему, он поистине знает очень мало, ибо больной обыкновенно знает только, что у него что-то болит. Природа и вызывает, и излечивает болезнь, и потому врачу необходимо знать природные процессы, происходящие как в видимом, так и в невидимом человеке. Тогда он будет способен распознать причину и течение болезни и узнает много более, используя собственный разум, нежели то, что может ему поведать наружность больного. Врачебную науку можно постичь изучением, но врачебная мудрость дается Богом.
читать дальше
Я скитался в поисках моего искусства, нередко подвергая опасности свою жизнь. Я не стыдился даже у бродяг, палачей и цирюльников учиться всему, что считал полезным. Известно, что влюбленный может пройти долгий путь, чтобы встретить обожаемую им женщину, - насколько же сильнее та тяга любящего мудрость, что заставляет его скитаться в поисках своей божественной возлюбленной!
Должны мы также понимать, что если осуществляем мы лечение, то лечим мы больного всем миром: и небесами, и землею, и воздухом, и водою. Ибо если есть в теле болезнь, то все здоровые органы должны с нею бороться, и не только один, но все. Потому что одна болезнь вызвать смерть всех органов может: и заметь, что борется Природа с болезнью всеми своими силами.
Посмотрите на человека, пока он жив! Насколько же он прекрасен!
Скорее небо и земля прекратят свое существование, чем умрет медицина.
Знайте, что Бог создал врачей не ради только почек, головы, гнойных воспалений и зубов в отдельности, но ради проказы, внезапной смерти, падучей и других подобного рода болезней, не исключая ничего! Если же мы перестаем лечить их, то у нас отнимается наше искусство и мудрость, которые необходимы для этого, и мы перестаем быть верными Богу! На земле есть лекарства от всех болезней, за исключением тех, которые нужно оперировать.
На земле начинается любовь, и ее нельзя приобрести вне земного пространства. То, что не возгорается на земле, не возгорится и после смерти.
Храм находится в сердце, а не заключен в четырех стенах. Прекраснейшим украшением человека является вера, а не одежда. Благословения изливаются на окружающих не только через руки, но и через любовь. Руки же созданы не столько для благословений, сколько для работы.
Врачом является лишь тот, кто лечит других, но не себя. Врача можно сравнить с овцой, которая, не представляя ценности для себя самой, предоставляет пользоваться плодами своей жизни скорняку и ткачу, восхищающимся качеством ее шерсти. Подобно овце, врач должен служить и приносить пользу не себе, но другим... Вспомним, что и Иоанн Креститель называл Христа агнцем. Поэтому так важно, чтобы и всякий врач носил внутри себя образ агнца...
Спокойствие лучше беспокойства, однако беспокойство много полезнее спокойствия. Беспокойство деятельно и каждый день находится в движении... Только беспокойные люди приобретают опытность, мудрости и обучаются различным искусствам... У таких людей должны учиться те, кто в свою очередь желает умножить мудрость и получить знания.
Не все звезды завершили уже свои деяния и запечатлели свои воздействия. Значит, изобретение искусств также еще не подошло к своему концу. И по этой причине тому, кто изобрел нечто новое или берется исследовать какую-либо неизвестную область, не следует от этого удерживаться. Должно заботиться о тех, кто каждый день ищет нечто новое и каждый же день находит нечто новое, в какой бы области это ни было, - в естественной ли мудрости, в искусствах ли или в обычаях. Ибо небеса ответственны за это. И значит, новые учения, новые искусства, новые порядки, новые болезни, новые лекарства отсюда происходят, ибо небеса в постоянном деянии находятся. А человеку остается решать, какие из этих вещей ему следует воспринять, а от каких – воздержаться.
Если врач ничего не знает о больном, кроме того, что тот рассказал ему, он поистине знает очень мало, ибо больной обыкновенно знает только, что у него что-то болит. Природа и вызывает, и излечивает болезнь, и потому врачу необходимо знать природные процессы, происходящие как в видимом, так и в невидимом человеке. Тогда он будет способен распознать причину и течение болезни и узнает много более, используя собственный разум, нежели то, что может ему поведать наружность больного. Врачебную науку можно постичь изучением, но врачебная мудрость дается Богом.
читать дальше