Давно я уже этот пост откладываю... вот сейчас выложу и буду забивать позитивом. Про две хорошие книги, читанные на протяжении года. Многослойные такие. Кто раздевает - тот слезы проливает
Том Стоппард, «Входит свободный человек». Вот особенно пьесы такие "луковые" удачно работают. Мне даже лучше пришлось, чем другие, "с выкрутасами". Вроде ситуация несложная, а все равно, есть о чем подумать - сначала об этом, потом о том, а затем, оказывается, вовсе о другом. В частности, о том, что добытчик в семье – тот, кому повезло найти работу, все остальное - игры и аксельбанты. О том, как все-таки похожа бывшая Британская империя на бывший Советский Союз.
читать дальшеО том, что родиться у хорошо дуализированных дона и дюмы – это полный абзац, впрочем, родиться у кого бы то ни было абзац. О том, что семья – это коллектив людей, которые по определению обеспечивают друг другу принятие, потому что надо же, чтобы хоть кто-нибудь человека принимал, ведь никто посторонний тем более не станет этим заниматься. А также о том, что именно в семье обеспечивать друг другу принятие труднее всего, ведь там жизнь и участь каждого напрямую зависят от каждого, и если зависимость негативная, то очень трудно поддерживать в другом человеке его поведение, просто потому, что без этого он перестанет быть собой... Для меня последним слоем было – о том, как трудно _вырваться_ , будь ты пожилым сумасбродом или шустрой девицей семи пядей во лбу, это здесь ничего не значит. Из предлагаемых обстоятельств вырваться очень трудно. Хотя потом мироздание изо всех сил пыталось акцентировать мне другой вывод: о том, «какие люди странные», зачем-то рвут конверты по швам, вместо того, чтобы выворачивать наизнанку и использовать еще раз...Джоанн Харрис, "Мальчик с голубыми глазами". Оказывается, она умеет не только талантливо угощать читателя вкусностями, но и талантливо пичкать гадостями, вплоть до стойкого рвотного рефлекса, остающегося навсегда на слова «рынок», «витаминный напиток» и при употреблении любого овоща-фрукта чуть меньше первой свежести (в моей жизни нет рынка, но есть огород, так что бывает и такое).
Да, наверное, это на самом-то деле умело сконструированный триллер, только не совсем просто оценить изящество изгибов гусениц, которые тебя переехали по всем жизненно значимым точкам, вплоть до факта собственной голубоглазости. В частности, про тот самый Интернет, в котором все врут и все говорят правду, бывает, что второе именно потому и именно тем, что первое. И про то, что сильнее кошки зверя нет, а мама и ребенок – до гробовой доски мама и ребенок, в прекрасном контексте или ужасном, это как повезет.
читать дальшеПро разность исходных условий (ааааа, там опять про "солнышек" и про Сент-Освальд!), и опять-таки про то, как трудно из предлагаемых обстоятельств вырваться, и как больно, вырвавшись на миг, возвращаться обратно. И да, ничто так не толкает на отчаянные поступки, как попытка удержать занесенную над тобой или над твоим миром руку, готовую ударить или разрушить... И совсем уж до глубины – ход с эпизодическими персонажами, «скамейкой запасных», когда каждый из нас – главный герой в своем собственном повествовании, и проходной – в повествовании окружающих, а кто есть кто _на самом деле_ , никто никогда не узнает...
Когда все человечество лежало во прахе перед божеством, одной частичке праха, возможно, было мало дела, насколько она отличается от соседней. А когда начался индивидуализм и выяснилось, что каждый – личность, появился следующий вопрос: а кто-нибудь, кроме меня, видит, что я личность? А почему никто не видит? Может быть, заметность - это функция от социального статуса? Или ты сам – функция от чьих-то желаний и устремлений? Или, чтобы в упор заметили, что ты вообще есть, нужно не меньше, чем уникальный дар? И именно это таится под маниакальной жаждой славы и почестей - всего-навсего, чтобы видели в упор? Ну да, только тот, кто хочет получить внимание, часто обнаруживает, что под этим лейблом ему будет доверху налито не то внимание, которое со стороны любящего человека, а то, которое со стороны спецслужб...(Лично я - пока что как ответ - принимаю, что каждый уникален без исключения, и в себе это следует признавать по определению, в других - по аналогии, но пытаться кому-то доказывать – дело гиблое).